Добро пожаловать

Вы находитесь: театр-студия "РАЙДО" » Новости » Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Репертуар

жовтень 2017 р.


21 жовтня

відкриття VII сезону

Олександр Молчанов
ось така історія

постановка: Юрій Сушко

початок о 17.00
пр-т Героїв Сталінграду 2
театр "Райдо" тел. 0636736174
Квитки Ooline







Наш адрес:

пр. Героев Сталинграда 2

063 - 673 - 61 - 74

yur878@i.ua

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Реклама

КДАВТ:

Панель пользователя

Фестиваль "Живи 5" Послесловие


фото: Светлана Змеева

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Неблагодарное это дело - рассказывать о театральном фестивале через месяц после его окончания. И новизна информации утеряна, и результаты давно всем известны. Да вообще уже все всем известно. О чем тут говорить? Дела давно минувших дней, да и только...

Но в том-то и ценность театрально-дизайнерского фестиваля "Живи", что он - событие долгоиграющее. Его воздействие ощущается и продолжается на протяжении всего театрального сезона. А может быть и не одного сезона, а значительно дольше. Не зря же второе, "неофициальное", определение "Живи" - фестиваль-лаборатория.

Но вначале о самом фестивале, а уж затем об его итогах...

Итак, побывав однажды на мысе Тарханкут, будущий президент фестиваля Владимир Какурин без памяти влюбился.
Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Еще бы! Это совершенно уникальное место, которое нужно видеть, поскольку рассказывать о Тарханкуте, то же самое, что рассказывать о чуде. Вроде и услышал, а ничего не произошло. Ну, на то оно и чудо.

Своей любовью он поделился с близкими и друзьями. В результате пять лет назад в с. Оленевка прошел первый фестиваль "Живи". И началось…

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Каждый год дизайнеры - студенты Харьковской академии дизайна и искусств, театральные коллективы из Харькова и всего остального мира приезжают в пансионат "Солнечная долина" дабы получить изрядную порцию критики, позитива, счастливой усталости длиною в год. А самое главное – осознания: "Зачем оно нам нужно".


Гостями нынешнего фестиваля стали "Театр «У Моста" (г. Пермь), художественный руководитель Сергей Федотов.
Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Юрий Сурков (Москва) - легенда дизайнерского мира постсоветского пространства.

Вадим Тучинский - сценарист, дизайнер, режиссер цирка, то ли из Германии, то ли из Швейцарии (ну что поделать, везде человек живет).
Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Ожидался приезд Нины Садур, и двух театров из Польши, но с этим не сложилось.

На фестивале "Живи-5" сплелось многое. Вообще одной из главных тенденций нынешнего "Живи", на мой взгляд, стало отражение той атмосферы, в которой мы сегодня живем. "Тонкая кожа" художников чутко отреагировала на все происходящее в обществе, и потому основной темой большей части "взрослой программы" стала тема трагического несовершенства мира, человеческой в нем неустроенности, и еще тема уродства. Может, уродов вокруг нас стало больше, может, они просто стали виднее, а их уродство очевиднее.

По поводу спектакля "Вторая смерть Жанны д'Арк" театра "Райдо" на итоговом капустнике пошутили примерно так - "Только театр "Райдо" додумался привезти на фестиваль "Живи" - спектакль "Вторая смерть Жанны д'Арк".

Шутки шутками но, что имеем, то имеем...

К сожалению, не только в спектаклях была отражена трагическая нота. 12 сентября умер один из основателей фестиваля - Василий Сидин - создатель и руководитель театра "Тимур" (г. Харьков). Впервые тимуровцы играли спектакль Василия Сидина без него самого. Светлая память!

Символичным было даже то, чем фестиваль открывался. Это был спектакль "Воспоминание о бегунах на короткую дистанцию!" О. Кучкиной, (театр-студия "Доигрались", Москва). Взрослые играют себя же, но в пятилетнем возрасте. И сколь велика дистанция от нас маленьких до нас же, но уже, якобы, больших? И почему так больно и трудно нам "большим"? Может потому, что "маленькие" из-за нас, взрослых, лишены счастья и радости?

Ладно. Мы выросли. Обзавелись видимыми и невидимыми изъянами, и получилась у нас... "Семья уродов" (Дмитрий Липскеров. постановка А. Бедычева. театр-студия "10 квартал", Днепродзержинск). Пронизанные острым, неизбывным желанием любви и хоть какой-то радости в жизни, мы верим - однажды все изменится. И тогда все поймут, что мы не уроды - мы совершенные, прекрасные существа. А уроды - это те, кто сейчас себя такими красивыми и совершенными (то есть нормальными) считают. Тогда мы будем счастливы, а они узнают каково это - быть уродом, горбуном, гермафродитом, дебилом.
Приходит этот день! Все меняется! У нас горбы и третьи руки отсыхают и отпадают, а у них вырастают! Возмездие! Свершилось! Но почему они по-прежнему считают уродами нас?! Ведь уроды это они, а не мы! Почему мы по-прежнему уроды? И действительно ПОЧЕМУ?

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Может, мы мистически обвенчаны с невозможностью счастья. ("Женитьба" Н. В. Гоголь, театр "У Моста" Пермь, постановка С. Федотова). Может, мы сами не желаем, или не умеем быть счастливыми. Ведь все что нужно для счастья у нас имеется. И фамилия наша не "яичница" и титул дворянский есть, и невеста нам нравится несмотря ни что... Но крутит бес, ох крутит. Бежать! Бежать не оглядываясь, рискуя сломать ноги. Пусть невеста навеки остается невестой. В конце концов ей так к лицу белый шлейф.

Говоря о спектакле пермяков, в первую очередь хочется сказать о редчайшем в наши дни явлении - актерском ансамбле. Впрочем, скорее так - Актерском Ансамбле! Ибо он воистину с большой буквы.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Из спектакля никто не выпадал! Такого на своей памяти я уже давно не припомню. А ведь постановке уже 18 лет. Играет не то что не премьерный состав, а даже не второй-третий вводной. Но как слитно! Так и хочется сказать воедино. Пронзительная мистика Гоголя, в которой за каждым видимым жестом и словом, стоит жест и слово кого-то невидимого, создавала иллюзию бытия между разными мирами. Так может быть из-за того мы так нерешительны, что всякая наша секунда направляется кем-то другим, а всякое наше намерение - не совсем наше, поскольку навязано извне? Или причина в нас, а вмешательство других сил - вынужденное следствие нашей бездеятельности и трусости. Ответа нет. Каждый сам решает, как оно есть на самом деле.

Другой особенностью постановки стоит назвать смех. Моментов, вызывающих улыбку и даже хохот в спектакле немало. И это приятно отличало его от общей тенденции фестивальной программы. Причем, на мой взгляд, в большинстве эпизодов основой зрительского веселья была актерская игра, а не постановочные моменты. Что касается юмора "поставленного", то он убедил не во всем и не всегда. Но может, я просто привередничаю?..

Если свести воедино все впечатления от постановки - то наиболее полно их могло бы выразить слово - Событие. Восемнадцать лет играют, а все равно - событие! Радостное и глубокое. А что жених выпрыгнул в окно и убежал, так Гоголь его знает, чего ему не хватало. Мы от многого в жизни убегаем.

Это если можем бежать. А если наши руки и ноги искорежены болезнью и мы... калеки. («Калека с Инишмана» МакДонах, театр "У Моста" Пермь, постановка С. Федотова).

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Если мы калеки и судьба забросила нас на промерзший насквозь остров в холодном море, что тогда? Тогда ползем, цепляясь на мечту о другой жизни. Пожалуй, этот спектакль был одним из самых светлых на фестивале, поскольку герои МакДонаха удивительно человечны! Может в том и отличие уродов от людей! И если, несмотря ни на что, человечность остается в сердце, то рано или поздно кто-то, такой же человечный, согласится с нами, калеками, пройтись под руку у всех на виду. И даже, подарит поцелуй. Самый искренний и жаркий из всех возможных на земле!

В основе всемирной популярности драматургии МакДонаха наверняка лежит поразительная его и ее (МакДонаха и драматургии) человечность и сострадательность. Поставленные в обстоятельства ада на земле, герои МакДонаха остаются людьми, у которых слова злые, а сердца добрые и еще гордые.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Играть озлобленных людей, сохранивших внутреннюю доброту тяжело неимоверно. Но с каким блеском актеры театра С. Федотова с этой задачей справляются! И вновь ансамбль. Уж не знаю, каких трудов стоит пермскому театру быть на сцене таким единым, но перехватывает дыхание от их сценического взаимоощущения.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

В самом же спектакле постановщику удалось нащупать трепетную ниточку неравнодушия одного человека к другому. Пронзительная сага о нас с вами, в те моменты когда мы, продолжая друг с другом ругаться, продолжая друг друга бить - тем не менее, продолжаем друг друга любить. Не сюсюкать в эротических объятиях - а именно любить.

Что же, россиянам повезло - у них есть театр "У Моста"!

К "взрослой" программе мы еще вернемся. Но пора уже сказать о программе "детской". Открывал ее театр "Золотой ключик" (Евпатория) филатовской "Сказкой про Федота-стрельца, удалого молодца". Знаменитый во всем СНГ театр, вновь подтвердил старую истину "Смех - лучшее лекарство". Забавные, озорные, весело "хулиганящие" артисты в представлении, поставленном в жанре "лубок" то и дело взрывали зал хохотом. А уж когда в образе Оленя девчушка приложила к голове две веточки, изобразив таким образом оленьи рога, то едва ли не половина зала упала с кресел в неудержимом хохоте. И таких ярких эпизодов по всему спектаклю было великое множество. Песенка - "Одуванчик ты мой, одуванчик" - лейтмотив образа Бабы Яги, стала фестивальным хитом.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Капустник без развевающихся под эту мелодию волос Игоря Мирошниченко был бы, наверное, невозможен. В общем, радостью жизни юные артисты утерли нос рефлексирующим взрослым. Которым не хватает ... Многого взрослым не хватает...


Мастер-класс С. Федотова требует отдельного рассказа. Поскольку он привел к некоторому массовому безумию. Взяв пример с руководителя пермского театра "фестивальцы" бросились удерживать на лбу ложки,

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

гасить свечи на расстоянии энергетическими ударами, разыгрывать мелодрамы под шансон и Т. Буланову, и делать массу других глупостей. А действительно, кто этих артистов нормальными назовет? Да никто. И правильно.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Нормальные - они ложки на лбу удержать не смогут. Слабо. А наши смогли!

А если нашей человеческой природы нам для любви не достаточно, то пусть трепещут небеса! ("Тойбеле и её демон" И. Башевис Зингер, театр "7", Киев, постановка А. Птуха) Не то чтобы мы звали на помощь демонов. Что нам их помощь! Мы сами можем стать демонами страсти. И никто не устоит против нашей демонической обольстительности. Может и так, но в итоге отвержение, отверженность, отторжение, отторженность и любовь наша прекрасна, но мертва...

Фестиваль "Живи 5" Послесловие


Принятие или не принятие такого итога в некоторой степени мерило того, кто мы и какие. Всеми своими силами МакДонах против, как Баба Яга из мультика. ("Однорукий из Спокена" М. МакДонах МДТ, Харьков). Пусть для доказательства жизнеутверждающего начала мироздания нужны три долгих часа. Свеча над канистрой с бензином, которая сперва упорно не желает загораться, а затем, столь же упорно не позволяет себя погасить. И еще множество иных нестыковок, все равно душевная пронзительность и теплота согреет нашу "искалеченность", и мы отпустим с миром тех, кого хотели убить. А еще навеки оставим в сердце того, кто собирался убить нас.


Фантастичности, поэтичности и фееричности мира, который создает на сцене в спектакле "Руслан и Людмила" театр "Сорванцы", Харьков, (постановка Елены Вартанян) могут позавидовать многие профессиональные театры. Вот где масса выдумки, умения и финансовых вложений (респект родителям). Волшебная Пушкинская поэзия в исполнении детей обретает особое звучание. Там, где у взрослых звучала бы сказка о любви, там у детей звучит любовь к сказке. Не имеющие (к счастью) опыта трагических разлук, юные исполнители играют в игру "любовь и преданность". И здорово у них это получается, поскольку они еще непосредственно верят в сказку, а значит, верят и в любовь, и преданность, и мужественность. Она для них реальна, как реально для детей все волшебное. Черномор сказку отнимает?! Не отдадим! А ну, прочь с дороги злой дядька. Очень светлый и яркий спектакль.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие
А играют то "Сорванцы"


Оптимистическую ноту, (хотя и в более серьезном изложении) театра из Харькова поддержал… театр из Харькова. Много ли человеку нужно для счастья? ("Приключения Джиммма Бализетта", театр детей "Тимур", Харьков, постановка В. Сидина) Нет, не много.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Нужно всего лишь сбежать из дома от злой мачехи. А еще, чтобы нас от смертельной болезни спасла та единственная... Которую больше никогда не увидишь. А еще, чтобы нас научил любить жизнь и театр умерший друг. А еще нужно попасть в ученики к домушнику, и все же, все же стать ЧЕЛОВЕКОМ, который прекрасен, ибо любит жизнь и ценит ближнего своего!

Ибо только любящие могут стрелять в любимую не из-за ревности, а ради любви! ("Риск" Эдуардо де Филиппо, театр "Райдо", Киев, постановка Ю. Сушко)

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Ибо только любящие способны прощать друг другу не только микроскопическую дырку на пиджаке, но и скверный характер, вечную сердитость, и невозможность спокойно посидеть с другом под стаканчик... кофе.

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Загадочна она - человеческая любовь! Загадочна она человечность в человеке.

Загадочна она - человеческая любовь! Загадочна она - человечность в человеке.


И пусть порой, чтобы стать самим собой нужно сыграть смертельно опасную роль другого человека. ("Вторая смерть Жанны д'Арк" Стефан Цанев, Театр "Райдо", Киев, постановка Ю. Сушко) И пусть Бог вначале даст совет отречься от себя, а затем оставит лишь один выход - остаться самим собой и сгореть на костре. И пусть палач будет нежен и галантен, а затем убьет. Человеческое (с большой буквы) дает силы оставаться ЧЕЛОВЕКОМ до конца. И тогда ни палач, ни костер, ничто на свете не лишит нас достоинства и свободы. И тогда как бы не рядились уроды в одежды прекрасных мироносцев, они останутся уродами. Навсегда.
Как навсегда останется в мире Любовь и Красота. Та самая, которая спасет мир, но сама есть результат борьбы с дьяволом.

Мне показалось "Живи 5" был об этом.

Но все чаще я думаю о том, почему так остро встали эти вопросы перед такими разными художниками в одно время, в одном месте?

Воистину - почему?

Не все спектакли удалось посмотреть. Не обо всем получилось рассказать. Тем более, что дизайнерские проекты протяженны во времени. Создание дизайнерами афиш по фестивальным спектаклям, проект Ирины Запольской (театр "Для всех", Киев) продолжаются. На сайте артдачи, я уверен, будут появляться материалы о фестивале "Живи 5", ну а мы, театр "Райдо" уже задумались о фестивале "Живи 6"

Фестиваль "Живи 5" Послесловие

Может, получится что-нибудь повеселее сотворить.

И все же ответить на вопрос ПОЧЕМУ?

Наивный я, все же, человек…