Добро пожаловать

Вы находитесь: театр-студия "РАЙДО" » Новости » Пять дней вдали от "Евро 2012"

Репертуар

жовтень 2017 р.


21 жовтня

відкриття VII сезону

Олександр Молчанов
ось така історія

постановка: Юрій Сушко

початок о 17.00
пр-т Героїв Сталінграду 2
театр "Райдо" тел. 0636736174
Квитки Ooline







Наш адрес:

пр. Героев Сталинграда 2

063 - 673 - 61 - 74

yur878@i.ua

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Реклама

КДАВТ:

Панель пользователя

Пять дней вдали от "Евро 2012"


Пять дней вдали от "Евро 2012"

VIII Международный театральный фестиваль «Южные маски-2012»


С 10 по 15 июня по Николаеву, Коблево и Одессе кочевал восьмой международный фестиваль молодежных театров «Южные маски 2012». В этом году организаторы фестиваля опробовали новый формат его проведения. С этим и связано «фестивальное кочевье». Открылись «Южные маски 2012» десятого июня традиционным театрализованным шествием по центральной улице Николаева. Официальное открытие и первые фестивальные показы состоялись в Николаевском академическом художественном русском драматическом театре и в Николаевском областном театре кукол. Далее фестиваль перебазировался в п.г.т. Коблево. Там с 11 по 14 июня, на сценических площадках пансионатов «Лазурный берег» и «Надежда» друзьям, коллегам и жюри были показаны спектакли фестивальной программы. А для проведения церемонии закрытия фестиваля и награждения победителей свою площадку предоставил Одесский театр юного зрителя.
В этом году театр «Райдо» участия в конкурсной программе "Южных масок" не принимал, но, хорошо знакомый нам фестиваль, без своего внимания не оставил. Отсутствие обычной суеты и нервозности, с которыми неизбежно связан показ спектакля на фестивале, дало возможность взглянуть, и на себя, и на любительский театр в целом, как бы «со стороны». Тем более, что география коллективов была достаточно широкой. Участие в «Южных масках 2012» принимали театры из Украины, Беларуси, Польши, России, Молдовы. В финальной части материала представлен полный список коллективов и те награды, (они же слоны), которые театры увезли с собой.
Но главной темой материала, все же, является «заочный» круглый стол, посвященный анализу тенденций развития аматорского театрального движения в Украине, и не только. Конечно, насколько это возможно в рамках одного разговора, на одном, отдельно взятом фестивале. «Заочным» наш круглый стол мы назвали постольку, поскольку проводился он в виде интервью, которые корреспондент сайта www.Raydo.in.ua взял у некоторых членов жюри, организаторов и участников фестиваля. В подборе тех, кто принял участие в дискуссии какой либо системы не было. Скорее, речь идет о том, с кем удалось побеседовать. Хотя планировалось большее число собеседников, но напряженный ритм жизни фестиваля такой возможности не предоставил. Однако всем, с кем удалось пообщаться, были заданы одни и те же вопросы. Впрочем, двое из наших собеседников отвечали еще на один, дополнительный вопрос. Но это вы увидите в самом материале…
Мы искренне признательны всем участникам беседы. И надеемся на продолжение общения и творческого взаимодействия.
Участие в разговоре принимали:

Пять дней вдали от "Евро 2012"Президент фестиваля "Южные маски", директор-распорядитель Николаевского академического художественного русского драматического театра, Президент ассоциации аматорских театров г. Николаева Артем Александрович Свистун (Николаев);


Пять дней вдали от "Евро 2012"Член жюри фестиваля, искусствовед, профессор кафедры философских и социально-политических наук, доктор философских наук Светлана Владимировна Овчаренко (Одесса);

Пять дней вдали от "Евро 2012"Член жюри фестиваля, драматург, сценарист Сергей Анатольевич Ильницкий (Киев)


Пять дней вдали от "Евро 2012"Руководитель театра "Крик" Марек Косьцюлек («KRZYK», Машево, Польша)


Пять дней вдали от "Евро 2012"Художественный руководитель и актер театра «Круг 2» Алексей Коваленко. (Краснознаменск, Россия)

- Модное в наши дни слово "мейнстрим". На Ваш взгляд, существует ли в любительском, аматорском театре Украины "мейнстрим", или это очень разношерстное явление, которое не имеет своего основного направления, своего "мейнстрима"?

Артем Свистун. -
Вы знаете, во-первых, что касается всех этих новых понятий, названий, которые идут из Европы, идут с запада, - они относительны для нашей культуры, для нашего менталитета. Но, учитывая особенности аматорских коллективов, учитывая современные потребности молодежи, я думаю, что, конкретно в сфере театра - они имеют право на существование. Ведь искусство театра всегда синтезирует, всегда направляет, всегда действует. И аматорские коллективы имеют право на существование подобных вещей.

Светлана Овчаренко. - Вряд ли я могу считаться экспертом по аматорским театрам, но, по крайней мере, то, что я увидела на фестивале, и то, что я знаю по фестивальным отчетам или соответствующим сайтам, показывает, что, в принципе, как такового мейнстрима не существует. Дело в том, что эти театры как раз отличает стремление к свободной импровизации, самовыражению. И они показывают, что творчество может быть творчеством в самом прямом, естественном, простом и ясном смысле слова. То есть аматорское творчество - это ситуация, когда можно ориентироваться на те конкретные возможности и потребности, которые существуют здесь и сейчас, например, ориентироваться на контингент ребят, собравшихся в студии или творческом коллективе, на творческие идеи самого режиссера или руководителя театра. И я знаю, что существуют индивидуальные, манеры - педагогические и режиссерские, которые вряд ли можно свести к "мейнстриму". И, думаю, это очень хорошо.

Сергей Ильницкий. - Думаю, именно в любительском театре, это явление проявляется в наибольшей степени. Любительские театры «отлучены» волею судеб от «большой сцены». СМИ, руководителей любительских театров зачастую не включают в ранг профессионалов, хоть это категорически не так. Желание быть замеченным, желание чтобы о творчестве любительского театра говорилось широко - именно в этом вижу основную причину мейнстрима в аматорском театре. Вторая причина более приземлённая: любительские театры более свободны во всех творческих поисках – оттого они могут смело экспериментировать, следовать за модой или предлагать новые модные тенденции.

Марек Косьцюлек
Корр. В Польше существует "mainstream" в альтернативном театре? Или каждый аматорский театр ищет свой путь?
В общем, наша система (театра «Krzyk». прим. ред.) очень подобна к системам, в которых работают другие альтернативные театры. (Аматорский, негосударственный театр, в Польше принято называть - альтернативным. прим. ред.)

Алексей Коваленко.
Корр. Вам, наверное, более известна ситуация в российском театре. Вот в российском аматорском театре существует свой мейнстрим? Или каждый театр идет совершенно независимо, идет в свою собственную сторону?

Есть коллективы, которые занимаются поиском каких то новых, каких то неординарных решений. Пытаются, в новой, модной волне играть. А есть коллективы, которые играют в… классический театр, скажем так. Здесь, я бы не сказал, что… То есть, поиски театров настолько полярные… В России театральное любительство таково, что нельзя выделить какое то общее направление. Все занимаются своим делом и своим поиском. Просто разные театры находятся на разном этапе этого поиска. И некоторые просто еще не определились в своем художественном почерке. Куда они идут, как и зачем. Другие театры… У них уже этот свой почерк ярко выражен. Каждый театр друг от друга отличается. Сказать что есть какое то общее направление? Наверное нет.

- Совпадают ли тенденции развития любительского и профессионального театра? Есть ли у любительского и профессионального театров точки соприкосновения или точки противостояния?

Артем Свистун. -
По наблюдению, учитывая тот опыт работы, что я работаю директором распорядителем русского академического театра с профессиональной труппой актеров.. Учитывая опыт проведения фестиваля аматорских коллективов. Будучи художественным руководителем аматорского театра, на основе того, что есть сравнение, мониторинг у меня сформировалась определенная точка зрения. Хочу сказать что да, точки соприкосновения есть. Хотя все относительно. Мы видим и сегодня, и по истории, аматоры , любители, профессионалы – у них сложное взаимодействие. Так же как есть «профессионалы - аматоры», которые играют на профессиональном уровне, так же есть и «актеры - любители». Так что эта грань настолько сильно сегодня стирается. Но профессиональный театр больше гонится за количеством зрителя для выполнения плана. Очень часто и репертуарная политика, и политика подготовки кассовых спектаклей, далеко отходят от творческого полета. А любители они могут создать свой проект, они вправе сделать какую то постановку ради творчества. Сложностей, ограничений тут нету. Если актеры получают заработную плату, и понимают, что они отрабатывают свои деньги. Потому и оценивают это как работу. Аматоры это больше энтузиасты, альтруисты, те люди, которые создают вот здесь, сегодня и сейчас, чтобы подарить частичку искусства публике.

Светлана Овчаренко. - Наверное, определение «театр», в данном случае, и есть та точка, которая является точкой соприкосновения. И профессиональный театр, и аматорский театр - это театр. А если есть общий смысл, общее объединяющее понятие - значит, обязательно, есть точки соприкосновения. Я бы не стала говорить, что существует какое-то серьезное противостояние между театром любительским и театром профессиональным. Мы просто как-то привыкли предполагать, а скорее, приучены думать, что искусство - это то, на что продают билеты, это там, где висят афиши, и то, о чем пишет пресса. И что искусство - это жизнь творческих звезд или сфера крупных, масштабных событий. На самом деле, суть то творчества состоит в том, что это некая потребность... Почти повседневная… И в этом аспекте аматорский театр, в определенном смысле, ближе к изначальным корням творчества, творческой деятельности и театральной среде как таковой. Ведь известно, что все, что связано с творческими, художественными потребностями человека, так или иначе, формируется в его непосредственном жизненном пространстве - параллельно с необходимостью заниматься хозяйством, параллельно с потребностью в общении, параллельно с религиозными представлениями. В такой целостной повседневной реальности рождаются и творческие потребности человека. Поэтому, на самом деле, аматорские театры выполняют очень важную функцию заполнения именно этой естественной, природной лакуны, которая существует и в жизни наших современников. Аматорское творчество – это то пространство, где люди могут себя проявить не столько для сцены и для других, сколько для самих себя. Изначально все творчество, и традиционное, и то, что мы называем народным творчеством - это же творчество не для других, это - творчество для себя, для личного участия и для ситуативного объединения людей, которые с тобой и думают, и чувствуют, и живут какими-то общими эмоциями, проблемами, мыслями, тревогами. И, в этом смысле, мне бы хотелось сравнить театры аматорские не столько с теми театральными коллективами советского или постсоветского варианта, где есть очень четкое понятие штатного сотрудника театра, сколько с теми театрами западных тенденций менеджмента, где собираются трупы для исполнения какой-то определенной пьесы, решения определенной постановочной задачи режиссера. Это с одной стороны. А с другой стороны, с движением, так называемого, «нон-профитного» искусства, того искусства, которое в принципе не предполагается продавать и рассматривать с точки зрения коммерческих рыночных отношений. Если, мы сегодня говорим, о том, что есть высокие гонорары, есть контракты, есть финансовые обязательства, концертная и гастрольная деятельность, и это - ведущие темы в обсуждении уровня успешности жизни в искусстве, то движение нон-профитного искусства, предлагает не только новую точку зрения на вопросы купли-продажи, но параллельно затрагивает и проблему профессионализма-непрофессионализма. Существует идеология «де-профессионализации» творческой деятельности, когда речь идет о том, что, собственно, искусство - это некая изначальная потребность и способность человека. А значит, для этого не обязательно быть профессионалом. Нужно просто стремиться творить, желать творить, вступать в атмосферу самовыражения. Именно таким образом искусство создается здесь и сейчас.

Сергей Ильницкий. - Мне кажется это совершенно идентичные театры. Я бы не особенно разделял их. Есть различия в подчинении и организации, но это больше относится к администрированию. Творческое наполнение и работа над созданием ПРОИЗВЕДЕНИЯ совершенно одинаковы. И проблемы творчества идентичны.

Марек Косьцюлек. - В Польше каждый, кто играет в государственном театре, (как и в России, и в Украине), больше ориентируется и думает о методе Станиславского. Существует около пяти таких театральных школ. Для них данный метод является фундаментом. Но, так же следует сказать, что с приходом в ту или иную школу нового директора кое-что меняется. Школы пытаются использовать разные пути, в чем-то даже похожие на наши поиски. Говоря о нашем театре, для нас не столь важен сам метод, как важен предмет нашей работы. Что мы делаем? Как мы делаем? Для чего мы это делаем? Так же очень важна сама работа с партнером. Не только на сцене, но и в жизни. В нашей работе нам гораздо важнее процесс, а не результат. То, как мы приходим к тому или иному результату.

Алексей Коваленко. - Мне кажется что в любительском театре, так как он по сути независим, то у него есть больше шансов заниматься экспериментами . Сейчас кстати некоторые государственные театры… Это сейчас большая проблема в России, то, что они, - те, которые бюджетные… Большая проблема у них – найти контакт со зрителем. Если ходят к ним, то кто-то по инерции, либо на имена. А творческого содержания спектакли не имеют. Либо имеют, но поверхностное очень. Есть профессиональные театры, конечно, которые стремится к творческому содержанию, но у любителей… Они не зависимы и как, говорится, делают что хотят. С позиции независимости они могут творить, не завязываться на репертуар, на зарплату, ни на что. И в этом смысле, у них есть шанс, как-то по-новому себя реализовать. А то, что проблемы одинаковые… Мне кажется, проблема современной драматургии о которой говорят - она действительно есть. Современных хороших пьес мало. Постоянно приходится брать современную пьесу и ее для себя перерабатывать. В лучшем случае по мотивам получается. Мне кажется с такими же проблемами и профессиональные театры сталкиваются.

- Фестиваль "Южные маски 2012" отражает основные тенденции любительского театра в Украине? Или это скорее набор фрагментарных картинок, из которых общая картинка не складывается?

Артем Свистун. -
Фестиваль "Южные маски" он каждый год отличается по наполняемости, по насыщенности. И вот почему мы в этому году фестиваль устроили в условиях южного региона, с возможностью коллективам отдохнуть. И в то же время, это больше форум. В этом году мы назвали фестиваль "художественная акция". Это форум, эта акция обучающая. Потому что на фестивале очень разноплановая палитра коллективов. Мы добавили немного научности в формат работы фестиваля. С точки зрения пресс-конференции, привлечения внимания общественности. С тем, чтобы привлечь, вернуть внимание к аматорским театрам как к институту социализации личности. Это то, что формирует личность в обществе. Есть много фестивалей, потрясающих фестивалей. Но есть фестивали, на которые просто собрались коллективы, показались, разъехались и все. А здесь, у нас, больше обучающая лаборатория, больше поиска, больше анализа своей работы, работы других коллективов. Поэтому у нас есть альтернативное жюри, где участники тоже обсуждают... Они видят других, они учатся - как высказывать свое мнение, как сделать критику в отношении спектакля. И есть профессиональное жюри. В этом году мы подобрали жюри так, чтобы оно было разноплановое. У нас в профессиональном жюри есть драматурги, балетмейстеры, заслуженные деятели театра кукол, театра малых форм, актеры, режиссеры. Профессионалы, которые ведут эту работу. Мы пригласили в жюри нашу коллегу из Европы, из Польши. Вот Доренда она привезла новый поиск альтернативных театров. То что и у нас актуально. И многие театры, они используют возможность учится на фестивале, они ищут себя. Наши театральные коллективы смотрят спектакли поляков, но они не понимают вот эту "кухню", особенности, структуру польского альтернативного театра. А фестиваль дает возможность узнать это и использовать в своем творчестве. К сожалению, некоторые театры работают методом проб и ошибок. Они пробуют и далеко уходят (через паузу) … Ну, я не буду называть театры, которые уходят от той истины, которую хотелось бы показать.

Светлана Овчаренко. - Я впервые присутствую на этом фестивале. И после трех дней работы жюри этого фестиваля, я бы сказала, что, все-таки, следует выделить для оценки и анализа два уровня явлений. Что касается творческих задач коллективов, то они настолько разные, настолько не похожие, что их сложно сравнивать. И по уровню художественного вкуса, и по уровню профессионализма руководителей, и по уровню выучки и творческой базе, которую получают ребята, коллективы очень отличаются. И я даже с трудом представляю себе, как можно всерьез оценивать, и каким образом все это можно сравнивать. (смеется)

Корр. (то же со смехом) Ага, значит, вы оцениваете не всерьез?

Светлана Овчаренко. - Я, конечно, должна открыть секрет, что само по себе почетно и уже оцениваемым является участие в этом фестивале. Все-таки любой коллектив, если он стремится показать себя другим, как-то подтягивается, еще и еще раз проверяет свои творческие запасы, свою творческую лабораторию. И это уже само по себе является полезным и важным. А с другой стороны, есть альтернативное жюри, то есть жюри, которое состоит из ребят-участников, из членов творческих коллективов. Они сами играют на сцене, а потом составляют некую команду для оценок своих соратников по цеху. И если роль профессионального жюри состоит в том, чтобы дать рекомендации, скорее, руководителям или оговорить какие-то творческие проблемы внутри движения аматорских театров с профессиональной точки зрения, то перед альтернативным жюри поставлена задача определять, кто понравился больше других. Поэтому мы с себя эту сложную функцию сняли (смеется) Но если выйти на другой уровень, то можно сказать, что пестрота представленной творческой продукции - это и есть та самая целостная картина... Не целостная, в смысле одинаковости, не целостная, в смысле похожести, а целостная в смысле сложности творческих процессов, тенденций, которые сегодня происходят в движении аматорских театров нашей страны.

Корр. Вы говорили о том, что можно заметить две основных тенденции два уровня. А можно их как-то охарактеризовать? Что характерно для одного уровня, что для другого? Чем они так отличаются, что их можно идентифицировать - вот один уровень, а вот другой?

Светлана Овчаренко. - Если говорить об уровне общекультурном... Давайте, может, начнем со второго уровня? Я придерживаюсь тезиса, что равенство, творческое равенство - это не всегда одинаковость. И в этом смысле нельзя говорить о том, что нам нужно только вот это - этот образец, или этот стиль, или эта тема. Только высокое классическое искусство, или только, скажем, коллективы с репертуаром некоторого оптимистического сказочно-позитивного порядка. Или нам нужны исключительно экспериментальные студии со стремлением к сложному символизму и элементам театра абсурда. Нам, наверное, нужно привыкнуть к тому, что в случае художественного творчества равенство - это равенство возможностей и способностей для самовыражения. Когда я принимаю эту позицию, то предполагаю, что есть некоторые принципы профессиональной этики и ответственности за созданный творческий продукт, за выпущенную театральную постановку. Если говорить в целом о таких принципах, то следует признать в качестве аксиом - мы не пропагандируем жестокость, мы не пропагандируем межнациональную рознь, мы не пропагандируем насилие в семье. То есть у нас должны быть определенные представления о том, чтобы мы не делаем, чего мы не допускаем в качестве высказывания со сцены театральными средствами. Искусство - это все-таки разговор о прекрасном (каким бы противоречивым не было его понимание), разговор на вечные темы и о вечных человеческих ценностях - любви, дружбе, отношениях с родными, самосовершенствовании, одиночестве, поисках себя... Ведь сегодня известно, что этих тем всего-то чуть больше десятка, и уже много тысяч лет человечество пытается разобраться в одних и тех же проблемах. И в этом смысле искусство – это не столько даже сама тема, сколько способность найти современные штрихи в ее презентации, придать ей современное, новое формальное звучание. И современные театры интересны именно тем, как они работают с формальным потенциалом сцены. Не столько с какими-то новыми текстами или идеями, сколько с новыми способами сценического представления, новыми музыкальными ритмами, новыми приемами игры актеров и режиссерской работы. И в этом контексте очень полезной является аналитическая работа профессионального жюри, способного профессионально говорить на подобные темы. Говорить в доброжелательной манере, но понимая, что есть мировой опыт, ведущие современные тренды, в свою очередь очень разнообразные. Сегодня нет какого-то универсального стиля, или универсальной режиссерской школы, являющей образец – школы мейнстрима. И надо надеяться (и хочется думать), что когда-нибудь из участников современных молодежных студий и авторов молодежных спектаклей вырастут те (пусть меня простят руководители коллективов), кто превзойдет своих учителей, изначально получая навык творческой свободы, импровизации, раскованности, фантазийности.
А что касается первого уровня (или тенденции) - "внутри-профессионального", «внутри-цехового» так сказать, то члены профессионального жюри заметили, что сегодня многие театральные коллективы, если не практически все, имеют проблемы с драматургической составляющей. Они находятся в поисках тематики и проблематики в условиях, когда из детских студий ушли классические советские вещи, такие как стихи Маршака, или Чуковского, или пьесы, обычно разыгрываемые по сказкам Шарля Перро или братьев Гримм, а вся страна только ищет свою современную идентичность – культурную, национальную, творческую. И мы все находимся в этом поиске не только потому, что это ответ на официальную пропаганду, но и постольку, поскольку это внутренняя потребность людей, живущих в этой стране в это время... Но оказывается, опять же, что, не обращаясь к некоторым основополагающим принципам, а пытаясь найти простые и быстрые решения, иногда страдает... страдает вот та самая составляющая вкуса, художественного чутья, ощущение стиля, ощущение творческой целесообразности. И об этом всем, мы говорим, когда делаем некие "разборы полетов", если так можно сказать нашем ежедневном подведении итогов фестивального дня.

Сергей Ильницкий. - Сложно говорить о других фестивалях, но «Южные Маски 2012» не фрагментарно, а в полном объёме проявили не только проблемы театра, но и его тенденции на современном этапе. Интересное наблюдение: фестиваль сложился как итог театрального движения за определённый этап времени. Уверен, что тенденции любительского театра идентичны не только в Украине, но и за рубежом (СНГ). Думается, что на такой аспект фестиваля как аналитика тенденций нужно обратить особое внимание тем, кто заинтересован в развитии украинского театра.

Марек Косьцюлек - Для того, что бы получить полное представление об украинском аматорском театре впечатлений недостаточно. Мы увидели слишком мало театров. Нужно увидеть значительно больше разных коллективов, чтобы иметь возможность составить себе более полную картину.

Алексей Коваленко. - Мы второй раз на Украине. Первый раз были в Обухове ("Первый открытый международный фестиваль на Киевщине" ред.) "Южные маски" - фестиваль более международный И здесь, если говорить о тенденциях, то я бы не сказал что есть общее впечатление. Скорее впечатления более разрозненные.


- Любительский театр в Украине и государство Украина (не государственный театр, а именно государство Украина) имеют ли они точки пересечения, или это параллельные реальности, которые не пересекаются?

Артем Свистун. -
Абсолютно пересекаются. И по истории многих театров... Мы знаем историю корифеев украинского театра - это аматоры. Аматорские театры, которые любителями создавались и они (театр и государство) очень пересекаются. И опыт показывает, что из аматорского театра переходят в профессионалы, заканчивают театральные студии, заканчивают театральные училища, институты и становятся профессиональными актерами. Так же и актеры профессионалы, для того чтобы улучшить мастерство, свою индивидуальность, поэкспериментировать, они переходят на любительский уровень. Участвуют в народных театрах, в самодеятельных театрах. Я считаю, что аматоры этот фундамент, на котором строится профессиональный театр. Тенденция идет к тому, что профессиональные театры планируется переводить на хозрасчет, на частную форму. А это, я думаю, не приведет к самым лучшим последствиям. Тем не менее, театры профессиональные сейчас переживают какой то переломный момент. Так что аматоры это будущее...

Светлана Овчаренко. - Вы знаете, давайте мы просто, для начала, определимся с тем, что такое «государство»? Ведь в зависимости от того, как мы определим, что такое государство, мы найдем разную включенность этого театра в дела государственные….
Если считать, что государство это некая территория со своими границами, которые нужно охранять и оберегать, и нам тогда нужна армия, военный флот и все, что связано с развитием военно-патриотического воспитания, то это одна система отношений между театром и государством. Но если мы будем переходить на современные, как принято говорить, тренды, тенденции понимания того, что такое государство. А государство - это, все-таки, прежде всего люди. Они ищут возможности для самореализации, и в этом случае, безусловно, есть определенные знаки равенства между такими аматорским формами искусства и государством. Дело в том, что демократия в государстве - это не только право выбора политической ситуации. Демократия в государстве - это и мое право на самореализацию, это и право моего выбора стиля жизни, на чем все чаще акцентируют внимание, когда говорят о европейских тенденциях в развитии нашего общества. В этом смысле стиль жизни и право творческой реализации имеют непосредственную связь между тем, что мы называем обществом, как гражданской составляющей нашего государства, и театром, как одной из сфер моей индивидуальной реализации в качестве члена такого демократического общества.

Сергей Ильницкий. - Конечно параллельные реальности. Государству совершенно параллельны профессиональные театры, что уж говорить о любительских театрах. Думаю, это оттого. что в Украине нет до сих пор государственной стратегии воспитания молодёжи. Отдельные шумные акции не в счёт.

Корр. Имеют ли точки соприкосновения государство Польши и альтернативные театры? Заинтересовано ли государство в альтернативных театрах?

Марек Косьцюлек. - Это очень интересный вопрос, поскольку, мы существуем независимо от государства. Мы не думаем о том, чтобы государство давало нам какую-то финансовую поддержку. Мы не ожидаем, что они нам помогут, потому что мы очень часто идем наперекор государству. Очень часто говорим о других идеях, других событиях. Мы мыслим в категориях тех истин, которые считаем наиболее важными для себя. И стараемся следовать этим истинам. Очень часто мы противоречим государству своими мыслями и побуждениями. Но наша позиция заключается в том, что мы не беспокоимся о том, помогут они нам или нет. Для нас важен наш путь. Наша дорога важна нашему сердцу. Для нас это важно. И мы остаемся независимыми, свободными. Они могут нам дать помощь, или могут нам отказать. Но наша свобода и наш путь для нас важнее, чем их помощь, их внимание или их равнодушие.

Корр. Любительский театр России и государство Россия имеют точки соприкосновения или это параллельные реальности?

Алексей Коваленко. - Если это театр, который отдает себе отчет зачем он этим занимается, то точки соприкосновения они… В том смысле что государство может как то влиять на то что они ставят – не имеют. Если это люди которые занимаются этим для галочки… Ну, скажем там педагоги, то наверно они как раз сильно завязаны на этом. На то что, как бы угодить текущей власти. Те, кто понимают, что они делают - они на этом не завязаны. Конечно, тенденции которые происходят в стране могут в творчестве отражаться, но это происходит независимо от того, кто сейчас у власти. В том смысле, что они (власть) не влияют на то что и как ставить. Цензуры нет.


(Дополнительный, пятый вопрос был задан только Светлане Овчаренко и Сергею Ильницкому)

Корр. Говорят, что искусство, творчество, театр могут согреть душу человека. Что на этом фестивале заставило Вас наиболее замерзнуть?


Светлана Овчаренко. -
Да, это действительно интересный вопрос. Обычно спрашивают, что заставило согреться, что произвело самое приятное впечатление... Вы знаете, пока из всего, что я видела... Может, я просмотрела не все... У нас настолько насыщенный график, что члены жюри часто переходят с площадки на площадку, и мы не успеваем посмотреть все сто процентов спектаклей в полном составе жюри. Но, вот то, что произвело, пока, самое сложное впечатление, это, как ни парадоксально, пьеса специально посвященная украинской проблематике, сыгранная на украинском языке и говорящая о судьбе современных украинских людей. Я бы хотела прокомментировать это свое отношение к увиденному спектаклю. Дело в том, что искусство не зависит от того, какое прилагательное, этническое или национальное, ставится перед словом искусство (или театр). Существует чешский театр, русский театр, английский театр…Профессиональные искусствоведы, и профессиональные театроведы в том числе, никогда не оценивают этническую составляющую художественного события. Всегда оценивается творческая лаборатория, творческое мастерство. Но, вместе с тем, существует такая оценочная позиция, которая придерживается мнения, что сама по себе идея или сама по себе тема имеет право претендовать на некоторый высокий рейтинг просто в связи с тем, что это разговор на модную актуальную тему. Безусловно, судьба украинских людей во время войны, так как это было представлено в спектакле, их жизнь в послевоенное время - очень интересная тема, неоднозначная, сложная... Но когда отсутствует (я опять же о художественных аксиомах) ощущение стиля, вкуса, умение расставлять сценические акценты, умение эмоционально заражать зал, умение не просто произносить текст, а «актерски» представлять судьбы и характеры. То, несмотря на использование всех таких, казалось бы, общепризнанных, официальных идеологических атрибутов успешности, с художественной точки зрения, с точки зрения профессиональной этики, ситуация складывается не в пользу того, что мы называем настоящим искусством. Требования профессионального характера оставляют такой простор... Но требуют задуматься о том, насколько правильно мы понимаем сегодня тенденции возрождения, или формирования, или модернизации, или развития современной украинской культуры, украинского искусства, украинского театра.

Сергей Ильницкий. - На этот вопрос отвечу как драматург: свободные в своём выборе режиссёры аматорского театра практически не работают с современной драматургией. Что я имею в виду? Нет новых интересных произведений современных украинских, российских, зарубежных авторов визуализированных на сцене. Создаётся впечатление, что в период с 1980-х до 2012-го драматурги практически не работали. Отсутствует самостоятельный поиск современных авторов. В Украине есть «Коронация слова», в России до семи конкурсов драматургов. Не считая того, что в каждом городе есть люди, которые пишут для театров. Я понимаю, что много шелухи, но ведь для кого-то любительский театр может стать стартовой площадкой. Аматорский театр должен давать профориентацию не только для будущих актёров, но и для будущих драматургов. Кстати, я ведь тоже первые шаги как драматург сделал именно в любительском театре. Именно там я получил творческий старт, который определил мою судьбу.

Беседу вел Юрий Сушко


P.S. Участники фестиваля "Южные маски 2012"

Учбовий театр «Откровение» (м. Луганськ, Україна)
М. Рощін
"Муж и жена снимут комнату"
комедія
Художній керівник та режисер: Володимир Саган

Молодіжний театр "Круг 2" (Краснознаменськ, Росія)
Е. Олби
"Что случилось в зоопарке"
драма
Режисери: Станіслав Дмітрієв, Олександр Ровенський

Театр слова «Дарунок неба» (м. Миколаїв, Україна)
Театралізована музично-поетична композиція «Сонети про Соломію»
Режисер: Віктор Смирнов


Зразковий театральний колектив «Маска», (м. Бердянськ, Україна)
В. Терещенко "Ваши дети"
(композиція за віршами та піснями про дитинство)
Режисер: Вікторія Терещенко

Зразковий музичний театр-студія «Эрмита» (м. Одеса, Україна)
О. Емельянова, М. Драгун "Магазин игрушек", С. Ишутина «А кто сидит в мешке?».
Режисер: Тетяна Абрамова

Київський театр-студія «Лицедії»
"Розмова з пустотою"
(камерна експериментальна вистава) за мотивами п'єси Ж. Ануя "Антігона")
Режисер : Ольга Добровольська


Cтудентський театр "Ейдос" (м. Київ, Україна)
"8 люблячих жінок"
детиктив за однойменною п'єсою Р. Тома.
Режисер: Ольга Добровольська

Театр "Крик" (м. Машево, Польща)
"eksPLoracja" («Дослідження»)
Режисер: Марек Косьцюлек

Театр-студія «Аристо» (м. Харьків, Україна)
К. Кобзев «Гусеницы»
(стихотворная энтомологическая ирония)
Режисер: Костянтин Кобзев


Дитячий театр «Чердачок» (м. Миколаїв, Україна)
Д. Салімзянов
«Веселый Роджер»
піратський бойовик
Режисер: Тетяна Скубченко


Зразковий театральний колектив «Маска» (м. Бердянськ, Україна)
П. Ар'є "Кольори"
Режисер: Вікторія Терещенко

Театр «Браво» (м. Миколаїв, Україна)
В. Соллогуб
«Беда от нежного сердца»
водевіль
Режисер: Тетяна Скубченко


Зразкова дитяча театральна студія «Арлекин» (м. Лисичанськ, Україна)
Е. Евтушенко
«Сказание о душе русской»,
по мотивам "Сказания о русской игрушке Ванька-встанька"
Режисер: Ірина Кабанова


Зразкова музично-драматична студія «Теремок», (м. Білгород-Дністровський)
И. Полтавченко, В. Поцелуева, Г. Фролова
«Сон».
Режисер: Валентина Поцелуєва

Київський вільний молодіжний ТЕАТР - "7" (м. Київ, Україна)
П. Турріні
"Полювання на щурів"
Режисер: Олександр Птуха


Державний молодіжний драматичний театр «С улицы Роз», (м. Кишинів, Молдова)
М. Лермонтов
"Маскарад"
Режисер: Юрій Хармелин

Театр-студія «ОСТРОВ» (м. Миколаїв, Україна)
Р. Кіплінг
«Мауглі»
драма за мотивом однойменної казки Р.Кіплінга
Режисер: Анатолій Нікіфоров

Народний театр драми та комедії (м. Жовті Води, Україна)
М. де Гельдерод
"Ескоріал"
трагедія в одному акті
Режисер: Галина Красовська

молодіжний народний театр «Ілюмінатор» (м. Чернігів, Україна)
«Шлюб - це панахида за коханням»
за оповіданнями та одноактними п'єсами А. П. Чєхова
Режисер: Яна Бондарець


Народний студентський театр «Вавилон» (м. Київ, Україна)
Л. Демська
«Повернення у нікуди»
драма
Режисер: І. Савченко

Зразковий театр-студія "Параллель" (м. Барановичі, Білорусь)
А. Архіпов
"Дембельский поезд"
драма
Режисер: Лариса Сартакова)

міський молодіжний народний театр «С.Т.У.К» (м. Миколаїв, Україна)
А. Рамсделл
«Трио в стиле блюз»
романтична комедія
Режисер: Володимир Чверкалюк

Музичний театр спеціальності «Музичне мистецтво» (м. Миколаїв, Україна)
Ж. Прессгурвик
«Ромео і Джульєтта»
мюзікл
Режисер: Ірина П'ятницька


Народний молодіжний театр «Парадокс» (м. Миколаїв, Україна)
Ів Жаміак
«Человек, который платит»
комедія
Режисер: Лілія Гупало


Народний художний театр - танця «Божья коровка» (м. Каховка, Україна)
«Алиса в стране Чудес»
за мотивами казки Льюіса Керрола


P.P.S. Слоны (награды):

ГРАН-ПРІ
Зразковий театр-студія “Параллель” (м. Барановичі, Білорусія)
Художній керівник – Лариса Сартакова

ЗОЛОТА МАСКА
- Дитячо-юнацькі театри:
Театр-студія «ОСТРОВ» (м. Миколаїв, Україна)
Художній керівник – Анатолій Нікіфоров

- Молодіжно-аматорські театри:
Народний студентський театр «Вавилон» (м. Київ, Україна)
Художній керівник – Ірина Савченко

- Професіональна школа:
Учбовий театр «Откровение» (м. Луганськ, Україна)
Художній керівник – Володимир Саган

Театр “Крик”(м. Машево, Польща)
Художній керівник - Марек Косьцюлек

Срібло
- Дитячо-юнацькі театри:
Театр-студія «Аристо» м.Харків, Україна)
Художній керівник – Костянтин Кобзев


- Молодіжно-аматорські театри:
Миколаївський міський молодіжний народний театр «С.Т.У.К» (м. Миколаїв, Україна)
Художній керівник – Артем Свистун

Народний молодіжний театр «Парадокс» (м. Миколаїв, Україна )
Художній керівник – Лілія Гупало

- Професіональна школа:
Молодіжний театр “КРУГ-2”(м. Краснознаменськ, Росія)
Художній керівник – Олексій Коваленко

Бронза
- Дитячо-юнацькі театри:
Зразковий театральний колектив «Балаганчик» (м.Бердянськ, Україна)
Художній керівник – Вікторія Терещенко

Зразкова дитяча театральна студія «Арлекин» (м. Лисичанськ, Україна)
Художній керівник – Надія Бражнікова

- Молодіжно-аматорські театри:
Чернігівський міський молодіжний народний театр «Ілюмінатор (місто Чернігів, Україна)
Художній керівник – Олександр Норов


Музичний театр спеціальності «Музичне мистецтво» Інституту педагогічної освіти МНУ імені В.О. Сухомлинського (м.Миколаїв, Україна)
Художній керівник Ірина П’ятницька
був відмічений у наступних номінаціях: Краща режисура, Кращий мюзикл, Краща хореографія

Студентський театр "Ейдос" (м. Київ, Україна)
Жіночий ансамбль.
Режисер Ольга Добровольськая