Добро пожаловать

Вы находитесь: театр-студия "РАЙДО" » Новости » "Вторая смерть Жанны д'Арк"

Репертуар

жовтень 2017 р.


21 жовтня

відкриття VII сезону

Олександр Молчанов
ось така історія

постановка: Юрій Сушко

початок о 17.00
пр-т Героїв Сталінграду 2
театр "Райдо" тел. 0636736174
Квитки Ooline







Наш адрес:

пр. Героев Сталинграда 2

063 - 673 - 61 - 74

yur878@i.ua

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Реклама

КДАВТ:

Панель пользователя

"Вторая смерть Жанны д'Арк"


"Вторая смерть Жанны д'Арк"Героем нашего первого рассказа стал великий болгарский поэт, драматург и диссидент Стефан Цанев.

После новогодних каникул театр "Райдо" приступил к постановке его пьесы "Вторая смерть Жанны д'Арк".
Именно такое интригующее название Стефан Цанев дал своей самой знаменитой драме.

Действие пьесы основано на одной из многочисленных легенд о Жанне д'Арк. Согласно этой легенде настоящая "Дева Франции" погибла во время сражения за освобождения Парижа, и была тайно зарыта в придорожной канаве. А на костре была сожжена совсем другая женщина.

Родился в Стефан Цанев в селе Червлена Вода 7 августа 1936 г.
В г. Русе окончил математическую школу в 1954 г. Затем, в 1959 г. факультет журналистики Софийского университета, а в 1960-1965 годах изучал сценарное мастерство во ВГИКЕ (Москва).
Он работал корреспондентом в Родопите(1959), редактором на киностудии "София-фильм"(1965-1967).
Драматургом в Государственном театре (1967-1970), "Театр 199" и "Театре на окраине" (1970-1973), в театре "София " (1973-1984), драматическом театр в Пловдиве (1984-1991), театре Армии (1992-1996), театре" София "(1996-2008).
После событий в Чехословакии в 1968 году из печати вышел сборник стихов Стефана Цанева "Перила" и практически сразу после выхода, он был запрещен. Кроме того на публикацию стихов С. Цанева был наложен запрет который длился до 1976г.
В 1984 году после постановки пьесы "Бульвары любви" по личному распоряжению Тодора Живкова (в то время руководителя Болгарии ), Стефан Цанев был уволен из театра "София ", "без права на работу в столице", пьеса запрещена, а сам автор отправлен в ссылку в Пловдив.
Запрет на проживание в Софии был снят только после 1990 года.
Перу Стефана Цанева принадлежат сборники стихов "Час", "Композиции", "Хроники", "Перигеи", "Я спрашиваю", "Реквием", "Спасите наши души", "Следы шагов по облакам". Он автор более 25 драм, среди которых "Процесс против Богомилов", "Распятая суббота", "Бульвары любви", "Жизнь-это две женщины", "Последняя ночь Сократа", "Страшный суд", "Вторая смерть Жанны д'Арк", "Величие и падение Стефана Стамболова", "Тайное евангелие от Иоанна", "Ад - это я" . Пьесы Стефана Цанева ставились на многих сценах Европы и Америки, в том числе в Париже, Лондоне, Гренобле, Бордо, Афинах, Лейпциге, Монреале, Гетеборге, Киеве, Питтсбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Стамбуле, Никосии, Будапеште, Варшаве, Праге и многих других городах.

Конечно же сегодня ситуация в Болгарии, кардинально отличается от той, которая была в 2001г., времени к которому принадлежит публикуемый нами материал.
Болгария стала членом ЕС, ее граждане вольны в своем перемещении практически по всему миру. Но мы публикуем интервью драматурга Стефана Цанева, чтобы показать его личную судьбу и его личную свободу, в которой, как нам кажется, и сосредоточенна духовная сила его пьес, стихов, эссе...

Материал печатается с сокращениями. Источник "Монитор" Journal 19 декабря 2001
автор: Мария Димитрова.

Стефан Цанев - диссидент трех эпох.
(Поэт, драматург стал духовным изгнанником своего времени).

Его имя вписано в краткий список живых классиков нашей литературы. Три поколения болгар, три поколения современников поэта, читали, смотрели на театральных подмостках спектакли поставленные по его пьесам, или слушали его сольные поэтические концерты. Герой времени до и после рождения демократии, этот человек наверное должен был быть очень доволен своей жизнью. В самом деле, он никогда не жаловался. Просто однажды собрался и ушел к себе в маленький домик недалеко от городка Балчик. Единственное настоящее убежище на протяжении всей 66-летней жизни этого духовного изгнанника нашего времени. Там, на берегу моря, вдали от туристов, авантюристов, чиновников, правителей и "интеллектуалов", работал поэт . Старомодный не раз испытанный способ бегства великих мастеров. Возможно этот побег - единственное, что оставалось постоянным на протяжении многих лет. И единственный опыт эмиграции, который поэту удалось осуществить.

Мечта о бегстве сопровождала его на разных этапах его жизни.. Большинство из соратников Стефана Цанева хотели перебраться в Чехословакию. Незадолго до "Пражской весны", с одним из ближайших друзей, был разработан план побега. Создать либретто для музыкального произведения композитора Ангела Михайлова "Зигзаги", который к тому времени уже переехал в Чехословакию . "Мы хотели, чтобы премьеры состоялись одновременно в Софии и Праге, поехать в Прагу и остаться в Чехословакии. Там, я знал, я чувствовал бы себя лучше, кроме того, она была в Западной Европе. На самом деле идея жить и работать в столице Чехии привлекает двух молодых интеллектуалов, скорее возможностью спастись от тоталитарного режима и следуя своему образу жизни. "Я знаю, мы были глупыми, но, возможно, уже то тогда мы понимали, что коммунизм это не то, что написано, это совсем другая реальность.
События в чешской столице показали истинное лицо режима. 1968 год положил конец всем надеждам. "Некоторые из нас, жили иллюзиями, и они умерли в Праге", возвращается назад Стефан Цанев.
Позже, другу поэта Георгию Маркову удастся эмигрировать на Запад, Стефан Цанев остался в Болгарии. Здесь он видит свое место. Придет время и об эмиграции драматург скажет - "Не существует такой возможности, уехать туда и стать героем, это иллюзия эмигранта. Нет. Не важно кем ты был, поэтом, интеллектуалом, драматургом, диссидентом. Тебя унижают, как и любого другого иммигранта. Сначала вы в это не верите, но затем оказывается, что вы просто будете служить другим хозяевам, и не более того. Они будут говорить вам куда вам идти, на "BBC" или "Свободная Европа" Вам можно будет говорить только определенные вещи. Это не очень веселая судьба. А где будет проявляться поэт, писатель? Вы не Набоков или Солженицын. Вот и посмотрите, Георгий Марков - в изгнании написал только одну пьесу".

Но тема эмиграции все же остается больным местом для Стефана Цанева даже сейчас. Возможно, из-за его личного жизненного опыта, он настолько чувствителен, к тому, что его родная страна, в особенности ее молодое поколение, по-прежнему, лишены свободы. Дочь драматурга , студентка факультета классической филологии хочет поехать учиться в Финляндию, но и ее, и её сокурсников не выпускают из страны. "Поколение вечно обвиняемых" такова печальная истина духовных иммигрантов Болгарии, судей трех эпох в истории Болгарии.

Мария Димитрова - г-н Цанев, почему Вы отказались стать министром культуры?

- Во-первых, это моя работа, а вторых - власть порабощает людей. Человек становится рабом своей должности. На вершине, кружится голова от власти, я к этому не привык. Если бы я был моложе, и глупее, я мог бы согласиться. Я пожертвовал бы четыре года моей жизни, если бы я был уверен, что это будет действительно что-то достойное. У меня были определенные условия, которые я поставил. Но четыре года падения в бумажную чиновничью работу, ради того, чтобы ездить на "мерседесе", чтобы стать декорацией министра - нет, я этого не хочу.

- Каковы были ваши условия?

- Нынешний министр Абрашев и бывший министр г-жа Москова жаловались, что ничего не могут сделать из-за мизерного бюджета. Для культуры всей Болгарии - оперных театров , симфонических оркестров, драматических театров, художественных галерей, музеев, памятников, культурных центров и т.д., - выделено в три раза меньше денег, чем правительство выделило на свои самолеты. Они сказали мне: "Давайте вернемся к этому вопросу позже". Это серьезно?! Я не верю, в состоятельность должностных лиц, которые не имеют 5-ти минут времени, чтобы поговорить с потенциальными министрами.

- Многие ваши коллеги смотрят на эти вещи без особой драмы.

- Я отношусь с большим уважением к работе государственных деятелей. Это серьезная профессия. За рубежом, люди, которые хотят стать политиками и государственными деятелями долго готовятся к этому - учатся, получают практику, поднимаются по карьерной лестнице. В нашем правительстве - все любители, не профессионалы. Заняв должность они первые года учатся, а следующие два года тратят на то чтобы скрыть свои ошибки и остаться навсегда у власти. Не говоря уж о тех кто думает о том, чтобы побольше украсть. Бедные люди, они находятся так близко от государственных финансов, от казначейства. Они купаются в лучах славы и мнят себя гениями.
Чтобы управлять государственными делами нужно быть профессионалами. Вот я профессиональный драматург, поэт. Так пусть и министры будут профессиональны. Иначе они будут также смешны, как бездари в театре. Странно, мы не приемлем бездарность в театре, - ни в актерской игре, ни в режиссуре или драматургии, ни среди директоров театров, - а вот в общественной жизни, в государственном управлении можно быть бездарностью, но занимать самые высокие и ответственные посты. Это глупо, и мы должны это исправить. Мы не должны позволять Болгарии играть в этой ничтожной пьеске.

- Право на постановку вашей пьесы в театре даете Вы. Но другое дело страна, - все зависит от выборов. Что вы скажете о пьесе "Болгария" - как зритель?

- Это похоже на банальный фарс, в исполнении самых бездарных актеров. Театр состоит из двух составляющих - сцена и публика в зрительном зале. В жизни государства сцена (власть) и публика (народ) называются нацией. Если в театре публике не нравится игра актеров она покидает зрительный зал. Необходимо что-то такое, чтобы и в государстве была возможность отказаться от бездарных "актеров". Наша молодежь отказалась выглядеть глупо и подыгрывать власти в ее бездарной пьеске. От зрительного зала, от публики зависит судьба актера. Так же и судьба власти должна зависеть от народа. В театре и в жизни, если я хочу чтобы вы поверили моей лжи, нужно чтобы бы хотя бы половина сказанного была правдой. Наглость - лгать на все 100% и злится на людей за то, что они вам не верят. Это за пределами даже самой бездарной игры...
...Беда в том, что такой фарс всегда заканчивается для власти счастливо, а для простых людей трагически

- Почему не возможно согласие между художниками и властью?

- Власть действует по принципу - "Обещать, не значит женится". Она должна делать свою работу так же хорошо как я делаю свою. Лишь в этом случае мы будем уважать власть. А она использует людей лишь для того, чтобы они аплодировали власти, выходили на их демонстрации и кричали им "Ура!"

- Что бы могли пожелать молодому поколению?

- Давать советы молодым смешно. Единственное что я могу сказать, - никогда, ни при каких обстоятельствах, ни ради чего не приносите в жертву свое человеческое достоинство. Человек живет один раз, и больше всего его должно пугать то, за что потом ему будет стыдно. Это главное!