Добро пожаловать

Вы находитесь: театр-студия "РАЙДО" » Новости » Послезвучие "Живи"

Репертуар

жовтень 2017 р.


21 жовтня

відкриття VII сезону

Олександр Молчанов
ось така історія

постановка: Юрій Сушко

початок о 17.00
пр-т Героїв Сталінграду 2
театр "Райдо" тел. 0636736174
Квитки Ooline







Наш адрес:

пр. Героев Сталинграда 2

063 - 673 - 61 - 74

yur878@i.ua

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Реклама

КДАВТ:

Панель пользователя

Послезвучие "Живи"


Всего словом не передать.
Известное утверждение. Но вот Ирине Юрьевне Запольской - очень даже удалось с этим утверждением поспорить.
На седьмом "Живи" (он же VII Международный театрально-дизайнерский
фестиваль "Живи 2013") каждое утро фестиваля начиналось с... дня вчерашнего.
Поскольку все мы смотрели видео-дневники фестиваля, а затем...
Затем на сцену поднималась Ирина Запольская и в ее текстах звучало слово о Театре, и о Фестивале.
А еще о дне сегодняшнем и о нас с вами в этом дне.

Мы благодарны Ирине Запольской за возможность опубликовать на сайте театра Райдо
созданный ею дневник фестиваля "Живи 2013".

Но вначале несколько слов об авторе.

Ирина Юрьевна Запольская - режиссер, театровед, актриса.
Руководитель киевского коллектива - "Студия "Театр для всех"

Послезвучие "Живи"
фото. Сергей Пономаренко

Далее текст Ирины Запольской
5. 10. 2013
Часики затикали…
Дорога, пробиваемая фарами автобуса, груженного прожекторами, декорациями и искателями смыслов, вьется в туннели ночи светящимся лучом. Время фестиваля «Живи-7» пришло, пошло, и мы поехали… из города Харькова в «Солнечную долину», где сцена, творчество и морской прибой..
А сердце уже наполнено воспоминанием о спектакле театра «Тимур» ( г. Харьков), открывшего программу фестиваля сгустком сказочных метафор. Затейливая история по мотивам сказки «Волшебник Изумрудного города» настоятельно рекомендует отыскать светящуюся дорогу, а изобилие эффектов затягивает в мир спектакля самого непоседливого зрителя. На сцене много детей, в зале много детей… Но детей много не бывает - ведь часики тикают и детство проходит, а если игра остается и становится смыслом , тогда все - дети навсегда.. И тогда метафора имеет право назидательно внушать: « Светящаяся дорога, о которой все знают, но говорят, что её нет – ЕСТЬ!»
Актеры плотной стайкой сгрудились на сцене, переполненной чудными домиками, балдахинами, фатиновыми горами, спускающимися на колосниках деревьями, экраном отражающим процесс рукотворчества .. Мерцают россыпи звезд, то в зале, то на авансцене крохотные малышки-светлячки поблескивают фонариками, плотная сеть перипетий окутывает героев, надежда взвивается ввысь вместе с воздушными акробатами и очень обстоятельно творится смысл! Ведь игра - дело не шуточное.
Самоотдача исполнителей главных ролей подкупает погруженностью, а сосредоточенность истории на лирической завязке известной сказки напоминает о Любви, дающей силы ЖИТЬ . Любовь от тимуровцев лучится ярче фонариков и прожекторов - они своими руками создают ажурный мир, который сквозь экран, сцену и жизнь наполняют сердца примером стойкости, терпимости, веры. Так ториться дорога. В путь, «ЖИВИ-7»!
6/10
Через 12 часов пути – мы в «Солнечной долине».
4 градуса. Тучи, но тепло уже на душе. А в душе – вообще горячая вода, в столовой – изобилие, а сцена уже примеряет новую одежду. Cтены обрастают плакатами, фотографиями. Лица становятся все роднее..
Открытие не начинается вовремя – всё и все и так открыты, хотя в каждом таится глубина и дерзость - дух захватывает от концентрации людей и идей!
7.10 Спектакль для тех, кому ЕЩЕ НЕ ….или Чего не может актер ( «Капризная принцесса и царевич царевич Лягушонок» авторы: Игорь Мирошниченко, Ирина Рабинович )
Объявление о спектакле «Сказка о капризной принцессе и царевиче лягушонке» вызвало оживление и у тех, кому ЕЩЕ НЕ … и у тех, кому УЖЕ НЕ… Стремление увидеть авторский спектакль Игоря Мирошниченко и Ирины Рабинович отвлекло многих от основной программы , но никто не пожалел , разве что желал раздвоиться.
Спектакль, хоть и «за рамками», но очень фестивальный, потому что совершенно живой, хоть и не молодой….. ( по слухам, ему уже давно ЗА …. ).Возраст по-разному сказывается – то мощью, то дряблостью.
Но тут - прежде всего - ансамбль! Даже не дуэт - то трио, то квартет, то квинтет, то симфоническое многоголосье взволнованного зала, потому что в руках у актеров куклы, а в зале завороженная публика. Актеры ловко сплетают юмор и поучение и творят сказку собственными руками. Все в этом спектакле сделано Игорем и Ириной: и пьеса, и куклы, и технический фундамент. Но главное – тот вихрь, которым окутывают актеры зрителя. Каждая деталь - в фокусе. Центром площадки становится ковер, чудесным образом зависающий в воздухе, а за ним – мир , манящий изяществом и ювелирностью. Центр фокусируется то в кукольной ладони, то в ладони кукольника. Диалоги перелетают из сказочного сюжета в напутствия залу, и вьется чудо из завидного созвучия актеров и кукол, которые вместе творят и жизнь, и сказку! Чего не может актер, то под силу кукле, и кукла способна в руках актера и плакать, и любить. Творите, и мир заиграет!
“Ау!!! Сказане мильйонам» (документальна вистава за записами в інтернеті Народного аматорського театр-студії «ГаРмИдЕр»).
«Ау!» - сказати не можна . Це слово для крику в безодні тиші, коли забуваєш дорогу, або забули тебе. Але де знайти тишу, коли усе валає, лає і вибухає? І в тотальноми гармидері не знайти того, хто відгукнеться на запит і , навіть , на заклик. Буває і під час гри у піжмурки навмацки притулишся до випадкового плеча і прошепочеш : «Ау!!». І в цю мить очі відкриваються і люди радіють впізнанню. Чи не так ?
Але закриті очі стали маскою, яка претендує називатися образом і наповзає звичка відчувати себе лялькою з маленькими гаманцями думок, якими купуються віртуальні почуття. А павутиння піжмуркової мережі висмоктує безжалісно. Образи межують з обрАзами, а не з образАми. Простір нагадує грати, сарказм межує з порно, людина глузує над потаємним – куди веде дорога крізь ці хащі? Вистава не пропонує відповіді, хаос компіляційного тексту стає правилами шоу, сповідь творця-програміста видає шокуючий мотив « ви – сума виручка, ви – просто цифри!» Гра мусить закінчитися, але ніхто не хоче чути те, що сказане мільйонам, кожен чекає слово, сказане йому.. Долітає лише оклик . А прокладена мережа вже виявляє риси блазня і лунає: «вільна від Бога, від всіх…». Я не можу байдуже забути виставу. І не можу згадати відчуття насолодження. Вона бентежила , я співчувала, і тепер мушу діяти, протягаючи руку !
8.10. 2013
«Я пойду туда, куда пошел доктор» ( Спектакль «Айболит» Актерская группа «Гоголь-моголь» МДЦК «Золотой ключик» ( режиссер И. Фаустова)
Хочется выцепить какие-то противоречия, проблемы, конфликты, что-то уловить, разгадать, поставить диагноз. А в душе – повышенная радость .
Радость за всех, кто дарил и за тех, кому подарили. Что ? и как? Можно перечислить в рецепте:
Художественное оформление многослойное:
Сцена в образе огромного халата, раскрашка с кармашками, на ней же настенная живопись , школьная доска, каракули в черновиках и все - о приключениях!
Музыкальное оформление горячее:
Томящий напев про солнце, уходящее в ночь под стук поломойного ведра и контрастные обжигающие ритмы праздничной латины вперемешку с танцами и песнями.
Актерское мастерство
На грани зрительского замешательства: «Неужели этот Айболит – дети? И Чи-чи - дети? И Бармалей???» В ФИНАЛЕ даже жалко, что Бармалей обещает стать хорошим и послушным мальчиком..
Особенная составляющая - ансамбль
Все стремятся в Африку! И те, кто под кроватью, и те, кто плывут в зале, и те, кто в волнах на авансцене и те, кто за кулисами в касторке.
Неизменная составляющая успеха - гражданская.
Спектакль про долг , про обязанности. Про ответственность. Про человечность. И потому длиться ему - всю жизнь! А актерам плыть по волнам приключений с багажом вкусных лекарств, дающим силы дружить, любить , действовать!




«Федора» ( «Студия22» МДЦК «ЗОЛОТОЙ ключик» г. Евпатория)
Про такой спектакль мне еще ни разу не приходилось ни писать, ни думать, но почему то кажется, что я мечтала его увидеть. Не потому, что я всегда внимательна к спектаклям детского театра ( а этот спектакль создан в Международном детском центре-комплексе «Золотой ключик», группой сотрудников театра ) и не потому что я выросла на литературе эпохи Чуковского ( детские домыслы наоборот выстроили барьер ко многим, как мне казалось, несуразицам в книжках с хорошими картинками, а с пластинок эти сказки оживали в странном строго-сладком голосе автора , которому я никогда не доверяла).
Я не могу найти точного определения жанра спектакля . Угадываю его так : экзистенциальный необалет.
Безмолвный вакуум спектакля был наполнен внутренним напряжением одного человека. И меня это напряжение заполняло во все мгновения зрительской сопричастности. Я видела подавленную женщину в унылом чумазом мире и сквозь кадры телемиража понимала и принимала её сигналы бедствия. Авторы спектакля рентгеном фантазии проявили человека в черно-белой гамме его душевных качеств. Разыгрывалась пластическая баталия между «светлыми» и «тёмными» составляющими Федоры. Иногда в воздухе зависало реверсное звучание голоса автора, пугающего меня в детстве…
Кто овладеет внутренним миром поникшей женщины ? Кому она позволит править? Федора долго остается безучастной к сценам в стиле немого кино, заползающим с полчищем тараканов в её неустроенный мир. Тонкая ниточка недоумений пробивается сквозь помехи на телеэкран - единственно устойчивый элемент в её пространстве . Там на экране – она самобытная, красивая, внимательная, а в жизни – она кукла, тряпка. Черные и Белые играют жестоко - одни захватывают и топчут, другие пакуются и предают. Слабые попытки противиться уродливо искажают трогательный образ на экране то нелепой сигаретной бравадой, то убийственным погружением под воду. Где и как находит она силы противостоять осталось неуловимым. Но сказка гарантирует победу добра и это утешает. И Федора , с возвращением чего-то родного , теплого, вдруг преображается. Изящные Белые уже «не враги», Черных и след простыл, моментальный порядок и идиллия. Теперь мир наполняется цветами и кружевами, и совсем не хочется вспоминать как плясала на веревках в руках у тараканов вся посудная семья. Не хочется, но вспоминается … У кого хватит сил оставаться на местах, когда все неустойчиво? Разве не так приходится в жизни?

9.10 День слёз и надежд..
Мои личные эмоции стали беззащитными, поэтому я доверяю вам то, что очень субъективно…
«Кто кому должен, или Что может наделать музыка…» ( спектакль театра «На стульях» «Сказка о попе и его работнике Балде» режисер А. Коренюгин).
Ярмарка. Изобилие. Искры. Призывы. Глаза сверкают. Руки тянутся. Карманы набиваються. Люди меняются.
А девчушка не поспела, не решилась , ничего не крикнула. А только на ушко одному доверила. И выросли слухи, и в сплетни превратились и все вокруг закрутилось.. ролями поменялось, бородами обросло, и на авосе поехало. И песнями орало , и в валянках плясало и ведьмами кружилось . а потом растворилось…
И вдруг, книга появилась и другая игра началась. Сказка – та же , а игра - другая. Теперь сказка документально сказывалась – по записям в амбарной книге. И сквозь ритмы, горских напевов черными вспышками замелькал аркан. Вот так аллегория! Дальше в остроумной классической сказке заиграл мотив соседских государственных разборок. Сказка превратилась в басню, даже в политический памфлет, предлагаемый аудитории детсадовского возраста – доверчиво взбирающейся на плечи старшим братьям- актерам. Что это ? Инфантильность? Или комформизм? Или провокация? А может, извините, другое ? Ведь музыка - сильнейший инструмент и если режисер осознанно строит музыкальный ряд от раздолья русского хора до иллюстративных мелодий , сопровождавших уже художественные произведения на тему революционных побед, и выстраивает тему бесов через узнаваемые народные мотивы другого народа, то неизбежно язык театра подскажет кого и в чем он изобличает.
Но заканчивается спектакль какой-то третьей игрой. Наказали-то того, кто роль попа играть согласился без всякого к тому оснований – ребенка, привязавшего себе бороду. А наказали- то как? Укутали в младенческое покрывальце и на руках укачали - не лезь, мол, а ведь сами втянули… И девчушка к концу-то изменилась и мораль вынесла – плати , говорит, за все! Мы тут все – торгуем!

Это было утром.
А вечером ( про спектакль «Мать Иисуса» Самаровской Государственной Академии Культуры и Искусств руководитель курса И.А, Сидоренко) я рыдала навзрыд, еле удерживая лавину слез от неожиданной метафоры . И уже не хочется дерзить, не хочется спотыкаться в чувствах… Но мы же в пути ! Я – в пути! А там – падения и даже раны ( не хотелось бы увечий)!
Почему нет покоя и покорности? Почему бесполезны чужие ошибки? Кто проложит маршрут, кто продолжит? Где подстелить соломку? Или кому я её подстелю? И близки ли близкие, видны ли далекие?
Утешает одно – эти вопросы приходят к каждому и во все времена. Они как тени неминуемо создаются там, где есть источник света. Они как законы физики объективны и исследованны. Но приходится самим делать открытия, чтобы ими пользоваться, и быть живописцами, чтобы мир заполнить фресками, и поэтами - чтобы душа была чуткой, и матерями – чтобы жизнь продолжалась! Так чем-то обоснованно и кем-то устроено. И всегда у кого-то на руках младенец, дарящий надежду.

10.10
День любви с первого взгляда , День почты или А на последок я спою…
Вчера в ладоши хлопали - до огня, плясали – до горячих пяток… осталось только спеть или хотя бы намурчать Лисичанску вслед за спектаклем “Любовь с первого взгляда» ( реж. Ирина Кабанова) :
Айзербаджан, или, может , Билибиджан
Или может какой-то заоблачный Ереван …
Там жены, мужья, большая семья, осколки и скалки , и кругом от всех голова…
Но чья-то струна , задела тебя и мир зазвенел и запел даже если ты вовсе глух
Значит ОНА озарила тебя и крылья дала вместо вяло опущенных рук.
И ты летишь, даже если все шепчут : «Малыш! Не время, не место, чужая невеста и прочую ерунду!»
А сердце поет и высокий полет твою душу несет, и несет. и несет, и несет,
И нет преград , даже если ты сам не рад
И вне времен настигает нас этот сон,
и звучит в нем то дождь, то звон:
«Этот гол навсегда!»
А «Сорванцам» -«Политехник» я хочу отправить письмо настоящее – в конверте с признанием в любви после спектакля «Зимы не будет» ( реж. Е.Вартанян).. сей час я его допишу и отправлю….. а дальше дело за ними…
«Дорогая, Елена Павловна! Пишет тебе «Театр для всех», в смысле - только для тебя пишет, хоть сам и для всех. В смысле знаешь каком : уже последние фестивальные листочки , в смысле денечки отлетают. И зима за нами, в смысле и за вами тоже, гоняется, в смысле – что мы сейчас её прогнали, в смысле обогнали, а потом она с праздниками нас нагонит. А тебе кошек чем кормить? Так вот я и пишу, чтобы ты . в смысле и они, к нам приезжали ……
в театр, в смысле в «Театр для всех». В смысле у нас детей итак много, еще и дяди, и тети, в школе учатся , в смысле работают и праздники ждут – а зимой-то они знаешь какие… долгие!. Вот тут вы и подкрепитесь , в смысле подкрепите нашу дружбу . Я ведь тебе давно люблю , в смысле и «Брысей» твоих, и «Ронни» и это не в смысле иронии. Так что приезжай со всеми в наш новый «Театр для всех» , в смысле – в театр старый, это в дом новый , в смысле не в дом, а в школу, ну и она – не новая , в смысле это мы там – новые , в смысле как твоя Новенька - мы еще и думать –то не умеем, а вы уже старые , в смысле - умные детей нажили много и хороших таких, что все от них плачуть!
Обнимаю.
Р.S в смысле постскриптум: Тебе и котам твоим доброе слово шлю, знаю, что им – и то приятно , и это .. они за тобой и в сыре и в масле… в смысле на фестивале живут! Пусть и там живут! Место хорошее породное – в смысле котам родное , а людям –природное.
Ну. Хватит. Собирайся и точка»

11. 10
Почти пост-релиз появился на закате после спектакля «Той, хто відчиняє двері» ( по пьесе Н. Нежданы ,реж. О. Добровольская , театр-студия «Лицедеи», г. Киев.)
Премьера без режиссера
Организаторы фестиваля обещали глубокий философский разговор от имени режиссера, но при его отсутствии. Так и случилось – две героини разговаривали с драматическим размахом, пытаясь осознать роли, в которых они оказались за закрытыми дверями - это было условностью, как и многое другое в художественном решении спектакля : два белых лоскута ткани , пересекающие сцену вертикалью протьер и плоскостью стола подсказывали то образ гостинной, то саван, то хирургию, то чистоту.
Жанр спектакля на стыке поэтического абсурда и политической трагикомедии. Манера актерской игры – экспрессивная, неврастеническая. Иногда вызывает содрогание, иногда – раздражение. Музыка в спектакле – самостоятельный персонаж. Она то подшучивает, то поражает , то подражает действию. До сих пор слышу смех нерожденного малыша и благодарна за ироничный контрапункт в начале спектакля.
Образы наслаивались в распухающем парадоксальном тексте. Актрисы очень старались. Старались пробиться сквозь невидимые двери, стены , старались сделать новый шаг даже без поддержки режиссера - ведь этот спектакль был премьерой. И сделали они его смело и самостоятельно!


После разговора с режиссером спектакля «Яблоки земли» Ольгой Рябовой я отважилась выполнить задание Евгения Маслова и описать факты в жанре пресс-релиза.
Вот мой экзерсис:
Спектакль «Яблоки земли» специально поставлен для фестиваля. Студенты 5 режиссерского курса самарской академии культуры и искусств экспериментировали вместе с педагогом Ольгой Рябовой. Им хотелось познакомить фестивальную публику с необычной драматургией, с особой технологией постановки спектакля по пьесе Екатерины Нарши «Яблоки земли», которая называется вербатим. Для них это первая работа такого рода .
Театр - вербатим не терпит фальши, не терпит пафосных интонаций, отказывается от игры в традиционном смысле этого слова. Вербатим-театр откликается на очень больные животрепещущие темы современного общества. На темы, которые волнуют обычного человека, и поэтому между зрителем и актером не может быть дистанции.
В актерском исполнении доминирует особая исповедническая интонация, сохраняется ритм живой речи с её запинками, ошибками, подчас с нецензурной лексикой, с дыханием жизни. И самое главное - это театр, который стремится передать боль человека.
В пьесе нет ролей, в спектакле нет персонажей. Есть просто цитаты, чужая исповедь, слова, которые в какой-то момент выплеснулись вместе с эмоциями, вместе с чувствами. Авторы спектакля считают так : чтобы понять, что происходит с тобой, нужно испытать чужую боль, услышать чужую историю .
В спектакле нет зрелищных эффектов, но присутствует синтез кино и театра . Композиция вербатима держится на кадрах кинохроники.
Тема спектакля - материнство в непростых человеческих судьбах безжалостно обнажена , как яблоки, с которых героини исповедей ножами счищают шкуру.
Спектакль , наверное состоится еще где-то и когда-то, но об этом авторы , вероятно, напишут свой пресс-релиз.
А что скажет МАСТЕР ?

12. 10
Фестивальная премьера - это еще не спектакль, но… ( проспектакль В. Какурина по пьесе И. Вырыпаева «Иллюзии»)

Площадка в зале с прозрачной крышей.
Вдаль сдвинуты столы для бильярда – сей час другой игры.
Плетёные кресла обещают задушевную беседу.
На каком-то странном возвышении , чуть выше плинтуса – то ли на лавке, то ли на столике – расставлена пивная партия – все настоящее …
Он чистит рыбу, она пахнет. Они уже взаимодействуют . Пауза.
Они уже взаимодействуют на зрителей. Самые бойкие пытаются ввязаться в беседу. Самым малолетним приходится отползти в задние ряды - игра обещается не детская.
Такое начало. Хотя на площадке пока только режиссер и пьеса (среди пивных кеглей, изящных стаканов и сочных пищевых добавок – стопка белых страниц, в них-то все и дело!).
Режиссер вдыхал их и вдохновлял игрой и мыслями . И все это замерцало в голосах и мизансценах. Пьеса начала оживать.
На площадке четверо: Он, Она, Он, Она, но можно сказать и ОНОНАОНОНА, потому что они в тот час жили единой игрой - то смешной, то со слезами, то безнадежной, то с мечтой. Она была реальностью по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии» .
И хочется возвращаться в мысли, рожденные чувствами и чувства, подаренные текстом, Хочется всматриваться в лица, обращенные в дивном переплетении друг к другу в этом загадочном квадрате . Хочется смотреть шире, слышать тоньше, играть дольше, ведь всем нам так привычны слова : «ДО СВИДАНИЯ!»
Оно неизбежно ! И хочется мечтать о спектакле на полную ногу в жизни, переполненной иллюзиями, где каждому предстоит играть в своей реальности.
ДО СВИДАНИЯ, друзья! Живите вместе долго!!!



На этом я ставлю точку . Записи про фестивальные спектакли заканчиваю , вдохновившим меня своим дыханием и вниманием шлю слова признательности и восхищения! Хочу продолжать и буду , но уже на страницах Фейсбука . Приходите в друзья! Я там ИРИНА ЮРЬЕВНА Запольская ( русскими буквами)